Один из крупнейших французских производителей сыра и цельномолочной продукции компания Lactalis завершает сделку по покупке украинской компании «Фанни». О покупке французами более 50% акций «Фанни» газете «КоммерсантЪ-Украина» сообщили сразу несколько участников рынка. По словам высокопоставленного источника в «Фанни», сделка находится на стадии завершения. «Официально объявить о покупке Lactalis планирует 20 октября»,– сказал один из инвестбанкиров на условиях анонимности. Пресс-секретарь Lactalis Люк Морелон отказался комментировать «сделку, которая еще не завершена». По словам одного из топ-менеджеров «Вимм-Билль-Данн Украина», за контроль над «Фанни» Lactalis заплатила USD40-45 млн. Lactalis основана Андреа Бесинье в 1933 году во Франции и принадлежит членам его семьи. Является одним из крупнейших производителей сыра и молочной продукции в мире, представлена в 140 странах. На Украине владеет молокозаводами в Николаеве и Умани (ТМ President, «Билосвит» и «Лактония»). По данным «Астарта-Танит», выручка украинского подразделения компании в 2006 году составила USD68,95 млн, чистая прибыль – USD2,64 млн. О «Фанни» (ТМ «Фанни») владеет Павлодарским и Винницким молочными комбинатами. По данным «Астарта-Танит», выручка компании в 2006 году – USD39,9 млн, чистая прибыль – USD278 тыс. По информации участников рынка, основной собственник «Фанни» – днепропетровский предприниматель Владимир Басс. Решение продать «Фанни» ее собственники приняли еще в 2004 году. Тогда же компания объявила о создании альянса с лидером рынка цельномолочной продукции (ЦМП) на Украине и в России – компанией «Юнимилк». «Альянс распался из-за различия взглядов его участников на ведение бизнеса»,– объяснил генеральный директор «Юнимилк» Андрей Бесхмельницкий, отказавшись от более подробных комментариев. После этого, по словам участников рынка, собственники «Фанни» переговоры о продаже компании не вели. «Сложно сказать, почему они вернулись к этой идее, но точно не из-за ухудшения финансовых и производственных показателей. В прошлом году выручка «Фанни» выросла почти на 50%, а чистая прибыль на 35%»,– отметила старший консультант «Астарта-Танит» Наталия Игнатова.
Lactalis сделала удачное приобретение, купив компанию, конкурировавшую с ней во всех сегментах цельномолочной продукции, говорят эксперты. По словам Наталии Игнатовой, с покупкой «Фанни» доля Lactalis на рынке ЦМП возрастет с 5,5% до 8,1% в натуральном выражении (весь рынок в 2006 году – 1,28 млн т на сумму USD905 млн). «Таким образом Lactalis сможет обойти ближайшего конкурента – «Милкиленд»,– переместившись с четвертого на третье место, вплотную приблизившись к лидерам рынка «Юнимилк» (9,2%) и «Вимм-Билль-Данн» (8,3%)»,– уверена госпожа Игнатова. В сегменте йогуртов (114,6 тыс. т на сумму USD125 млн) Lactalis выйдет сразу на третью позицию с долей 11,6%, опередив Erhmann (10,2%), «Юнимилк-Украина» (7,4%) и «Рейнфорд» (7,3%). А на рынке творога и творожных изделий (95 тыс. т на сумму USD180 млн), где Lactalis уже несколько лет удерживает лидерство с долей 20%, ее доля увеличится до 26%. Новые собственники «Фанни», скорее всего, сохранят и будут развивать торговую марку компании, считает вице-президент инвестиционного фонда Horizon Capital Оксана Страшна. «Маловероятно, что компания приобреталась из-за привлекательности производственных площадей. Решение о покупке и цене зависело от комплекса причин, но немаловажное значение, видимо, имела узнаваемость торговой марки, связанная с ней лояльность потребителей и занимаемая компанией доля рынка»,– уверена госпожа Страшна.
Информация для принятия решений — Обзор украинского рынка молока и молочных продуктов