Х5 Retail Group вчера объявила о создании подразделения на Украине, которое возглавит экс-президент сети Ahold по Центральной Европе Жако Булен. Ему надлежит реализовать мультиформатную стратегию экспансии компании на Украине, о которой Х5 заявила еще в начале года. Эксперты считают такой управленческий ход оправданным: иностранный топ-менеджер поможет Х5 отстроить бизнес на Украине по западному формату и сделать его привлекательным для иностранных стратегических инвесторов. X5 Retail Group образована в мае 2006 года путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». На 31 марта 2007 года группа включала 512 собственных «Пятерочек» и 169 «Перекрестков». На условиях франчайзинга работали 533 «Пятерочки» и десять «Перекрестков». Объем продаж в первом квартале составил 1,106 млрд долл. В рамках планируемой масштабной экспансии на рынок Украины Х5 объявила о расширении управленческой структуры. Компания ввела должность генерального директора на Украине, на которую пригласила экс-президента голландской сети Ahold по Центральной Европе Жако Булена. К 47 годам его опыт работы в розничном бизнесе составляет 25 лет. В обязанности экспата входят построение и управление мультиформатной сетью Х5 на украинском рынке. Он возглавит офис в Киеве и будет подчиняться непосредственно главному исполнительному директору Х5 Льву Хасису. «Позиция генерального директора X5 на Украине была создана в соответствии с нашим стратегическим выбором украинского рынка в качестве одного из двух ключевых географических приоритетов для дальнейшего развития группы в ближайшие пять лет», — прокомментировал назначение Лев Хасис. По его словам, в настоящее время Х5 завершает работу над стратегией развития группы на Украине. Но уже сейчас известно, что Х5 не станет искать там новых франчайзи, а будет развиваться самостоятельно. «Наша задача в среднесрочной перспективе — войти в группу лидеров украинского рынка за счет органического роста и потенциальных избирательных приобретений», — заявил г-н Хасис.
Эксперты считают оправданным новое назначение в Х5. «Иностранный топ-менеджер сможет привнести четкость в структуру бизнеса компании на Украине, отстроить его по западным форматам и сделать инвестиционно привлекательным для западных инвесторов», — поясняет аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. По ее словам, Х5 начнет экспансию с вывода на Украину сети «Пятерочка». «В республике довольно низкая покупательская способность, и цена остается основным фактором спроса», — добавляет г-жа Бобровская. Однако аналитик «Антанты Капитал» Андрей Верхоланцев называет назначение в Х5 «палкой о двух концах»: «С управленческой точки зрения новое назначение в Х5 выглядит логичным, поскольку, имея обособленную структуру на Украине с локальным управлением, компания окажется более маневренной в принятии бизнес-решений. Однако успех развития Х5 на Украине будет во многом зависеть от того, насколько успешно иностранный менеджер сумеет наладить отношения с украинскими властями, особенно в условиях политической нестабильности». На Украине Х5 прежде всего будет конкурировать с местными игроками — на рынке работает более 50 продуктовых сетей. Вместе они занимают около 30% розничного рынка Украины, оборот которого в 2006 году, по оценкам «Ренессанс Капитал Украина», составил 22 млрд долл. Наиболее крупными игроками считаются сеть «Сiльпо», входящая в Fozzy Group, с оборотом около 1 млрд долл., «Фуршет» (около 600 млн долл.) и «Велика Кишеня» (более 400 млн долл.).
Информация для принятия решений — Структурированная база данных предприятий пищевой промышленности Украины