Россия. В ближайшие 10 лет потребление традиционных кисломолочных продуктов сократится на 10-15%.

Компания CVS Consulting провела опрос потребителей кисломолочной продукции. Опрос проводился в рамках реализации проекта Молочное здоровье. В ходе исследований в молочных отделах столичных магазинов было опрошено свыше 1000 респондентов различных возрастных и социальных групп. Целью исследования стало изучение потребительских предпочтений при выборе кисломолочных продуктов. Результаты опроса позволяют прогнозировать сокращение в ближайшие 10 лет потребления традиционных кисломолочных продуктов на 10-15%. Анализ результатов опроса показал, что кисломолочные продукты пользуются стабильным потребительским спросом. 29% москвичей каждый день пьют кефир, сметану ежедневно употребляет более 19% респондентов, а творог – 21%. Кроме того, пользуются популярностью ряженка (14,2%) и творожные сырки (6,88%). Эти показатели значительно превышают количество потребителей молока — 22% отвечавших на вопросы не покупают молоко вообще и 21% не пьют молока (данные опроса, проведенного CVS Consulting в мае 2006 года). При этом бесспорное большинство респондентов (42%) отдают предпочтение продукции отечественного производства. Однако в течение ближайших 10 лет ситуация может значительно измениться. Анализ предпочтений потребителей кисломолочной продукции говорит о том, что люди старшего возраста чаще молодых покупают традиционные кисломолочные продукты. 27% опрошенных в возрасте от 30 до 40 лет часто (не реже двух раз в неделю) употребляют кефир. В возрасте до 20 лет кефир часто (2-4 раза в неделю) пьют не более 17% опрошенных. Подобная ситуация складывается и со сметаной. Наименее популярным среди молодых респондентов оказался творог. Регулярно его употребляет не более 15% опрошенных в возрасте до 30 лет. Среди людей старшего поколения его часто употребляет 60%. При этом некогда нетрадиционные для России кисломолочные продукты вышли на первое место. Например, йогурт употребляют в пищу ежедневно 38% опрошенных, независимо от их возраста. «С одной стороны, понятно, что с возрастом, особенно с появлением в семье детей, люди больше употребляют молочные продукты. Однако нет уверенности, что вкусы молодых будут меняться в сторону традиционных кисломолочных продуктов. Привычка – вторая натура и, если раньше пожилые люди, будучи молодыми, употребляли в пищу творог, ряженку, кефир, то они и сейчас при всем богатстве выбора отдают им предпочтение. Полагаю, что новое поколение и в дальнейшем будет отдавать предпочтение привычным для себя продуктам: йогуртам, десертам и т.д.,» — отмечает управляющий партнер CVS Consulting Михаил Мищенко.

По словам Ивана Лазуренко, совладельца компании Профитэкс — производителя оборудования для молочной промышленности, «сегодня потребитель покупает продукты не столько для того, чтобы насытиться, сколько для удовольствия. Поэтому в ближайшем будущем будет наблюдаться тенденция сокращения доли традиционных кисломолочных продуктов». Вместе с тем, традиционные кисломолочные продукты имеют потенциал. В крупных городах люди заботятся о своем здоровье и хотят покупать натуральные продукты без использования сухого молока, избежать добавления которого невозможно при изготовлении инновационных молочных продуктов. При этом потребителю трудно определить натуральные кисломолочные продукты в магазинах. В ходе опроса 25% респондентов признались, что не способны отличить натуральный кисломолочный продукт, 53% затруднились ответить на вопрос. По словам заместителя председателя совета директоров ОАО «Русское молоко» Василия Ходова, «Русское молоко специализируется на традиционных молочных продуктах. На сегодняшний момент значительная доля наших потребителей — люди старше 30 лет. Свою задачу мы видим в том, чтобы сделать натуральные традиционные молочные продукты модными, объяснить потребителю их преимущества, увеличить их потребление». В связи с популяризацией нетрадиционных кисломолочных продуктов, перед производителями традиционной линейки может остро встать вопрос сбыта. Как известно, крупные сетевые магазины ориентированы на спрос и продают то, что востребовано потребителями. Поэтому ассортимент нетрадиционных продуктов в супермаркетах постепенно замещается более модными инновационными кисломолочными продуктами. Эта проблема будет обсуждаться 12-го декабря 2006 года на Информационной встрече участников молочного рынка «Оптом и в розницу. Роль торговых компаний в развитии молочного рынка». Мероприятие проходит в рамках реализации проекта Молочное здоровье при поддержке Молочного союза России. Компания CVS Consulting образована в апреле 2004 года и занимается реализацией исследовательских проектов в области пищевых продуктов, организацией связей с общественностью, программ по продвижению, лоббированием. За период своей деятельности компания инициировала и провела две международные конференции: «Перспективы развития российского рынка экологических продуктов в условиях экспансии современных технологий» и «Экологические продукты в России», посвященные развитию рынка экологических продуктов в России, Информационную встречу участников молочного рынка «Российский рынок молочной продукции. Рост в тени гигантов», посвященную проблемам развития мелких молокопереработчиков, а также ряд маркетинговых мероприятий на смежные темы. Собственные мероприятия, организованные CVS Consulting, выносят на обсуждение специалистов наиболее острые проблемы потребительского рынка, привлекают к их решению ведущих специалистов в области маркетинга, технологов и других экспертов.

Агрохолдинг ОАО «Русское молоко» основан в 2002 году в Рузском районе Московской области. В его структуру входят восемь сельскохозяйственных предприятий Рузского района (25 молочно-товарных ферм) с общим поголовьем более 9 тыс. голов, комбикормовый завод, а также молочный завод «Рузское молоко». 19 мая молочному заводу ОАО «Рузское молоко» исполнилось 40 лет. В 80-90 гг. на нем была проведена реконструкция с полной заменой всего технологического оборудования. Сейчас на заводе ведется плановая реконструкция, в результате которой вдвое увеличится объем переработки молока, будет заменено оборудование, что позволит выпускать продукцию в соответствии с международными стандартами. Ассортимент продукции торговой марки «РУЗСКОЕ МОЛОКО» насчитывает 25 наименований. Это традиционный набор молочных продуктов: молоко, кефир, сметана, сливки, обычный творог и зерненый, сладкосливочное масло, различные сорта сыра. А также продукты с лечебно-профилактическими свойствами: кефир, обогащенный йодированным белком, бифилайф, биокефир. Молочный завод «РУЗСКОЕ МОЛОКО» управляется холдингом «РУССКОЕ МОЛОКО», входящим в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

ООО «Профитэкс» образовано в августе 2001 года и является одним из ведущих производителей фасовочного оборудования в стакан для предприятий пищевой промышленности. Штаб-квартира Профитэкс по производству оборудования находится в Пятигорске. В Москве расположены мощности по производству платинки для запайки пластиковых стаканов. Компания производит в квартал количество платинки свыше 570 млн. упаковок в год, а фасовочного оборудования по производительности – 50 тонн в час.

Информация для принятия решений — Общий обзор российского рынка молочных продуктов

Агентство Промышленных Новостей