1.Защита прав предпринимателей юридическими методами в настоящее время может быть максимально эффективной при наличии PR-поддержки. Совместное использование права и PR (PRава, гуманитарно-правовых технологий) особенно актуально при столкновении с проявлениями коррупции, которая не всегда уязвима для правового воздействия, но боится огласки. Рассмотрим основные принципы и связанные с ними механизмы защиты прав бизнеса с помощью гуманитарно-правовых технологий.
2.Основные принципы защиты прав предпринимателей методами PRава:
·общезначимость;
·оригинальность;
·организованность;
Общезначимость означает: для организации информационной поддержки защиты прав конкретного предпринимателя необходимо показать, что в данном случае мы сталкиваемся не просто с его частной проблемой, а с проявлением типичной ситуации, в которой может оказаться любой. Кстати тут на помощь приходит то, что нормы права, которые можно использовать для защиты интересов в том или ином случае, создаются для типичных ситуаций.
Оригинальность тесно связана с общезначимостью, т.к. именно нетривиальность информации о борьбе предпринимателя за свои права привлекает внимание СМИ и общественности. Оригинальность означает отличительность от сходных случаев.
Организованность означает, что для эффективного использования юридических и информационных методов субъекту необходимо «достроить» себя до организации (реальной или виртуальной), т.е. создать такую организацию пусть даже из одного лица и распространять информацию уже от ее имени. Такая «достройка» позволяет привлечь и показать общественную поддержку, продемонстрировать общезначимость и оригинальность.
3.Основные методики защиты прав бизнеса с помощью PRава:
Эффективная защита прав предпринимателей базируется на одновременном запуске двух механизмов: 1) правоприменительного процесса, например, подаче заявления по факту нарушения в суд или правоохранительные органы, и 2) информационного освещения этого процесса, когда распространение сведений создает благоприятные условия для успешного достижения результатов юридической деятельности. Для информационного освещения как раз и нужны техники создания общезначимости и оригинальности описания процесса защиты прав.
Общезначимость создается за счет нахождения сходных случаев (в этом же или ином регионе), моделировании возможного развития событий, когда имеющийся в данный момент случай нарушения прав предстает в качестве своего рода первого негативного прецедента, а в будущем может стать типичным. Также формированию общезначимости способствуют поддержка со стороны известных политических и общественных деятелей, научно-консультационное сопровождение, появление специальной организации, которая занимается именно этой проблемой.
Оригинальность также как и общезначимость может быть сконструирована. Простая новость о том, что бизнесмен, столкнувшись с нарушением его прав чиновниками, обратился в суд, часто не привлекает внимания СМИ, если такие обращения встречаются часто. Но если заявить о том, что предприниматель планирует дойти до Европейского суда по правам человека или Конституционного суда РФ, то эта новость становится уже оригинальнее. Для создания оригинальности надо подчеркнуть нетипичность субъекта (того, кто обращается), способа защиты прав (к кому обращается, какие средства использует). Оригинальность может быть даже в самой форме подачи информации. Если вместо распространения пресс-релиза и проведения пресс-конференции провести флэш-моб (например, символическое сжигание взятки на площади города), то внимание СМИ будет обеспечено. Но при этом важно учитывать, что оригинальность не должна быть самоцелью, она призвана привлекать внимание к реальному, юридически обоснованному процессу разрешения конфликта. Также оригинальность должна соответствовать имиджу и репутации того, кто занимается защитой своих прав.
Организованность создается за счет привлечения людей, находящихся в такой же ситуации, а также тех, кто заинтересован в получении дополнительного внимания (политики и т.д.). При этом организованность часто имитируется, т.е. создается организация, которая начинает вести активную информационную политику, а реально кроме ее создателя в ней никого нет. Такой вариант может быть как постоянным, так и временным (имитация только в начале какого-либо проекта, а дальше начинается реальное привлечение участников). Одним из способов привлечения внимания для создания круга заинтересованных лиц является слухообразующий опрос, т.е. опрос потенциальных сторонников, основная цель которого не столько получением ответов, сколько донесение информации о деятельности инициатора опроса.
В качестве примера эффективного использования PRавовых техник приведем пример предпринимателя из Екатеринбурга Дмитрия Головина, который «достроил» себя до организации — создал НП Комитет 101 (http://komitet101.ru/), всегда подчеркнуто оригинален (начиная от названия организации, которое отражает тот факт, что защитой прав предпринимателей занимает 100 организации, но особенной будет 101, заканчивая радикальными предложениями типа постановки штампа «банкрот» в паспорт должников и т.д.). Общезначимость четко демонстрируется по большинству проектов НП Комитет 101: от рейтинга чиновников до «черного» списка должников основного бизнеса Дмитрия Головина Проката инструментов без залога.
В заключении отметим, что для защиты прав предпринимателей часто необходима сторонняя квалифицированная юридическая помощь, привлечь которую при условии дополнительного информационного освещения часто бывает легче. Иными словами, если юристы знают, что их деятельность будет в центре внимания, то они согласятся помогать иногда даже бесплатно. Кстати, НП Комитет 101 активно помогают по мере возможности. Таким образом, использование гуманитарно-правовых технологий создает возможность для эффективной защиты прав предпринимателей. Дмитрий Жданухин.
Информация для принятия решений — Структурированная база данных предприятий пищевой промышленности Украины