Заявление «Danone» о том, что она осуществит слияние своего молочного бизнеса в СНГ с российской компанией «Юнимилк», указывает на потенциал дальнейшей консолидации в европейской отрасли фасованных пищевых продуктов. При этом тенденция слияний бизнесов в пищепроме, вероятно, продолжится. Такое мнение высказывают аналитики международного рейтингового агентства «Fitch Ratings» в сообщении.
Как и в случае альянса «Danone»-«Юнимилк», некоторые из таких консолидационных сделок будут включать расширение более крупными компаниями по производству фасованных пищевых продуктов своего присутствия на развивающихся рынках.
«Уровень активности в области слияний и поглощений в секторе увеличился в конце 2009 г. и в 2010 г., – отмечает Филип Зан, старший директор в аналитической группе «Fitch» по сектору розничной торговли и потребительским товарам. – Данная тенденция, вероятно, продолжится, при этом консолидацию в отрасли будут возглавлять более крупные и имеющие более высокие рейтинги компании по производству фасованных пищевых продуктов, которые имеют хороший доступ к рынкам капитала».
С учетом того, что более крупные компании пищевой отрасли уже являются высоко диверсифицированными, добавил эксперт, большинство сделок будут носить дополняющий характер, а не будут трансформационными.
В дополнение к объявлению «Danone» недавние сделки включают покупку «Nestle SA» североамериканского бизнеса по производству замороженной пиццы у «Kraft» за USD3,7 млрд. в марте 2010 г., приобретение «Kraft» компании «Cadbury plc» за 11,9 млрд. фунтов в феврале 2010 г., а также покупку «Suntory» компании «Orangina» за 2,6 млрд. евро в ноябре 2009 г. «Unilever» имеет договоренность о приобретении косметического бизнеса «Sara Lee» за 1,3 млрд. евро, но данная сделка в настоящее время рассматривается Еврокомиссией. «Unilever» также находится в процессе продажи своего бизнеса по производству замороженных продуктов питания в Италии.
Фактором, обуславливающим наблюдаемую активность, является, по словам Ф.Зана, зрелость пищевой отрасли и тот факт, что органический рост продаж для крупных глобально диверсифицированных компаний по производству фасованных продуктов питания находится в диапазоне от низких до средних однозначных чисел. Эти компании продолжат искать новые возможности обеспечить рост, в особенности на развивающихся рынках, где рост продаж может достигать двузначных чисел, — считает аналитик.
Компании пищевой отрасли также рассматривают консолидацию как способ повысить эффективность затрат. После лет реструктуризации, сокращения уровней менеджмента и закрытия более старых фабрик, для пищевых компаний была бы благоприятным моментом дополнительная эффективность, которую можно обеспечить за счет слияний.
Fitch считает, что сокращение доступа к кредитным рынкам в последние несколько месяцев ограничит финансирование для небольших и средних компаний пищевой отрасли, но не должно помешать более крупным компаниям сектора, имеющим более высокие рейтинги, продолжать использовать представляющие возможности приобретений.
Напомним, в пятницу, 18 июля, крупнейшая в мире компания по производству молочных продуктов — «Danone» и второй по объемам производитель в России — «Юнимилк» подписали соглашение по слиянию молочного бизнеса. Слияние распространяется на деятельность компаний в России, Украине, Казахстане и Беларуси и затрагивает все производимые ими молочные продукты. Предполагается, что объединенная компания станет лидером на рынке молочных продуктов СНГ и особенно России. Оборот новой компании составит примерно 1,5 млрд. евро (оценочные данные за 2009 г.).