Россия. Мелкие производители мороженого не привлекают инвесторов.

На российском рынке мороженого работают 250 тыс. предприятий. Среди них фабрики по производству мороженого на хладокомбинатах; цеха на молочных и других пищевых предприятиях; а также новые специализированные производства. По данным Союза мороженщиков России, «Инмарко» — лидер российского рынка мороженого с долей 16%. Конкуренты компании — «Русский холод», «Талосто» и Nestle — в совокупности занимают около 20% рынка. Объем рынка мороженого составляет около 400 тыс. т в год. Особенностью этого сегмента в 2007г. было практически отсутствие иностранных компаний за исключением «Нестле» и «Баскин Роббинс». Но ситуация изменилась в начале этого года в связи с покупкой концерном Unilever «Инмарко». При этом сделки M&A на рынке мороженого происходят среди лидирующих компаний, тогда как слияния и поглощения мелких игроков не происходит, отмечает в эфире РБК-ТВ в программе «В фокусе» председатель совета директоров компании «Инмарко» Дмитрий Докин. Устаревшее энергоемкое оборудование, нехватка оборотных средств делают невыгодной покупку этих мороженщиков. «Скорее всего, они будут уходить с рынка, т.к. их основная деятельность связана со сдачей в аренду морозильных площадей. Каждый год около 20-30 хладокомбинатов закрываются, либо их покупают компании, которые занимаются замороженными продуктами, либо эти площади отдаются под строительство бизнес-центров и гостиниц», — дополнил он. К проблемам отрасли относится низкая доходность, учитывая то, что цены на мороженое не выросли так, как цены на сырье. Это касается сухого молока, которое в значительной степени закупается за рубежом. «Когда в прошлом году крупные производители мороженого подняли цены по этой причине, многие (это касается мелких игроков) из 250 компаний этого не сделали. При этом все, кто демпингует, губят весь рынок», — рассказывает президент ГК «Альтервест» Виктор Лутовинов. Отсюда нехватка средств на рекламу и модернизацию производства. «Кто сохранил цены на прежнем уровне, тот ушел, либо до сих пор решает финансовые проблемы. Кто имел лояльность покупателей к бренду, поднял цену на мороженое в соответствии с тем, насколько подорожало сырье», — дополнил Д. Докин. Цена мороженого, произведенного по ГОСТу, должна отличаться от цены на мороженое, изготовляемое по техническим условиям (ТУ). В результате производство гостовского мороженого должно было стать привлекательным для добросовестных производителей. Однако этого не произошло. Некоторые производители стали выдавать мороженое с использованием растительных жиров за пломбир, который должен быть сделан с использованием сливочного масла. В итоге цена на мороженое по ГОСТу мало отличается от цены по ТУ.

Надо сказать, что ключевым показателем при выборе продукта остается цена, хотя потребители все чаще делают выбор в пользу «марочности», качества продукта. Это подтверждает и развитие рынка мороженого частных марок. Д.Докин отмечает, что объемы продаж частных марок невелики, «поскольку люди напробовались частных марок, и поняли, что цена не является определяющей». Однако другие эксперты в качестве примера приводят европейский рынок мороженого, где частные марки занимают 50% рынка с учетом того, что дистрибуция, маркетинг — сильные ресурсы западных мороженщиков. Приведем исследование рынка мороженого, которое провела компания «Ромир» в мае прошлого года. Тогда в результате опроса 1600 респондентов удалось выяснить, что половине потребителей совершенно не важна марка приобретаемого мороженого: они готовы покупать продукт неизвестной марки, но на несколько рублей дешевле. При этом 15% опрошенных готовы немного доплатить за известный бренд и гарантию качества. И только 3% потребителей объявляют себя приверженцами известных марок и выражают готовность платить дополнительные деньги «за имя».

Информация для принятия решений — Рынок мороженого в Украине: производство, экспорт, импорт, цены

Агентство Промышленных Новостей