Федеральная антимонопольная служба РФ одобрила договор о создании ООО «Арла Фудс Артис», совместного предприятия датского молочного концерна Arla Foods и его российского дистрибьютора «Артис». Четверть компании будет принадлежать российскому бизнесмену Михаилу Ляско. В течение пяти лет СП должно увеличить поставки сыров Arla Foods в Россию почти в семь раз. В будущем не исключено, что датская компания создаст собственное производство в стране. Однако участники рынка предупреждают, что в России пока наблюдается дефицит сырья. Arla Foods образована в результате слияния шведской компании Arla и датской MD Foods. Объем продаж молочной продукции в 2006 году — 6,4 млрд евро. Ежегодный маркетинговый бюджет — более 150 млн евро. Объем переработки молока — 7,2 млн т в год. Основные марки — Arla, Natura и Rosenborg. Компания «Артис-Дистрибьюция» основана в 1991 году. Выручка в 2006 году — около 30 млн евро. По собственным оценкам, компания занимает 5% российского рынка сыра в среднем и дорогом ценовых сегментах и 30% рынка Санкт-Петербурга. Председатель совета директоров и единственный владелец группы компаний «Артис» Михаил Ляско подтвердил РБК daily, что 25% создаваемой компании будет принадлежать ему, а 75% — Arla Foods. Кроме того, он не исключил, что Arla Foods в будущем откроет производство в России. Пока же в ближайших планах компании войти в тройку крупнейших поставщиков сыра в России. «Компания «Артис-Дистрибьюция», которая занималась импортом сыра, будет ликвидирована или объединена с другим подразделением группы, — отметил г-н Ляско. — В портфеле «Арла Фудс Артис» 80% придется на продукцию Arla Foods, а остальное на других производителей. Естественно, конкурирующие марки, к примеру Valio, мы выведем из портфеля». Бизнесмен добавил, что СП планирует начать более масштабное продвижение сыров Arla Foods среднего и низкого ценовых сегментов: «Пока эта компания воспринимается как производитель только дорогих сыров, что на самом деле не так».
В течение ближайших пяти лет «Арла Фудс Артис» планирует увеличить объем продаж сыров Arla Foods с 1,5 тыс. до 10 тыс. т в год. Для сравнения: объем петербургского рынка сыра составляет 5—6 тыс. т в год, на импорт приходится около его половины. Рынок сыра, по различным оценкам, растет на 15—20% в год. По мнению участников рынка, планы СП вполне реализуемы. «Сейчас наблюдается активный рост рынка и дефицит поставщиков. Поэтому, я думаю, достичь заявленных объемов в течение пяти лет вполне реально, — говорит президент холдинговой компании «Невские сыры» Альберт Суфияров. — А вот в открытие производства мне верится слабо: на российском рынке дефицит сырья. Кроме того, производство сыра высокотехнологично и его легко экспортировать». Тем не менее эксперты настроены более оптимистично. По их мнению, Arla Foods вполне может открыть в России собственное производство сыра. В пример они приводят финский концерн Valio, который заявил, что откроет производство сыров в Подмосковье. «Зарубежным компаниям уже не имеет смысла открывать здесь производство плавленых сыров, но выпуск мягких и твердых сыров они вполне могут наладить, — считает директор Молочного союза России Владимир Лабинов. — Дефицит сырья — временное явление, в будущем он будет ликвидирован».
Информация для принятия решений — Общий обзор российского рынка молочных продуктов