Дефляционный экскурс: сезонная случайность или экономическая закономерность.

Дефляцию ожидали, и она появилась в размере 0,1%. Это не эксцесс. А скорее — правило, чем исключение из него. Действует сезонность, но не только. Уровень дефляции в августе 2001, 2002, 2003, 2004, 2006 годов был различным. Ее максимальный показатель зафиксирован в 2003 году — 1,7%, а минимальный — в 2004 году — 0,1%. В этом году он повторился. Исключением из традиционно дефляционного августа были 1998, 1999 и 2006 годы (0,2%; 1,0%; 0,6%). В сентябре же никогда дефляции не было. Следовательно, август, скорее всего, является финишным дефляционным месяцем.

Не переборщили

Августовская дефляция — это продолжение дезинфляционной тенденции апреля-июля. В январе-марте инфляция выросла на 13,1%, а в следующие пять месяцев — только на 1,7%. Инфляция постепенно входит в зону контроля. Уже три месяца ее показатель или меньше 1%, или отрицательный. В августе произошел отскок в нисходящем тренде, но он был позитивным. 0,1% августовской дефляции — это индикатор ближе к уровню ценового равновесия, чем июльские 0,5%. Баланс спроса и предложения выглядит надежней, чем при июньском индикаторе инфляции 0,8%. Дефляция за два летних месяца подряд, скорее всего, является исключением, нежели правилом. Только в 2001-2003 годах наблюдалось подобное. Два месяца дефляции свидетельствуют о действии не только сезонного, но и фундаментальных факторов. Монетарная политика правительства остается умеренно антиинфляционной. Расходы бюджета — меньше поступлений. Бюджет не пересмотрен — расходы не увеличены, и Казначейский счет «не разгружен». Кроме того, бюджетный профицит корреспондируется с положительным избытком финансового счета платежного баланса. С запасом перекрывается дефицит торгового, который также последние два месяца растет значительно медленнее. Монетарная же политика Нацбанка не изменила направленности на определенное замедление движения денежных агрегатов. За апрель-август монетарная масса выросла на 6,2% (медленнее, чем год назад). Эмиссия — на 4,8%. Хотя в июне-июле Нацбанк больше покупал валюты по сравнению с предыдущими месяцами, но активизировалась и мобилизация определенной части ликвидности. Кроме того, уже в августе нетто-интервенции на покупку валюты были вдвое меньше по объемам по сравнению с июлем. К тому же они оставались в основном стерилизованными. Кредитная (особенно потребительская) инфляция спадает: почти на 12,4% медленнее, по сравнению с прошлым годом, стала динамика кредитов. Монетарная политика Нацбанка и правительства дополнялись масштабными инъекциями импорта, в том числе, и продовольственных товаров, что дало 2-месячную продовольственную дефляцию, которой не было с сентября 2006 года. А еще — год выдался урожайным, поэтому сезонное снижение цен на овощи и фрукты было выше среднего за предыдущие годы. Инфляция отступила и под определенным временным административным давлением. Пока что переборов не было. Цены не положили в морозильник, но «рука правительства» чувствовалась на рынке нефтепродуктов, где произошла дефляция. То же самое и что касается некоторых других чувствительных к колебаниям спроса контингентах товарного предложения. Продолжается стабилизационное влияние происходящего в этом году усиления обменного курса. Это, в частности, сдерживает и удорожание импортированных энергоресурсов. Дает толчок инвестиционному импорту. Начинает также формироваться инерция дезинфляции, которая зародилась еще на старте второго квартала. «Поутихли» вербальные интервенции с возбуждающими «реалистическими» прогнозами инфляции и девальвации. В реальном секторе рост выглядит несколько более скромным, чем в первые два квартала 2008 года. Оптовые цены промышленности росли вдвое медленнее темпов предыдущих месяцев. Это, а также замедление сверхскорого темпа восходящего движения номинальных доходов населения, свидетельствует об определенной нормализации сверх меры разогретого совокупного спроса. Особенно в непроизводственном сегменте. А динамика инвестиций в основной капитал уже в четыре раза уступает прошлогодней. Все упомянутое также содержит эффект снижения инфляционного давления. Уменьшается температура роста — ослабляется ценовой перегрев.

Шанс обуздать, а не только приостановить инфляцию, есть

В истории гривни не было роста потребительских цен, в последней трети года, меньшего, чем 2,8% (с сентября-декабря 2001 года), или который бы превышал 17,7% (сентябрь-декабрь 1998 года). Воспользуемся таким примитивным инструментом прогнозирования, как экстраполяция трендов 2001 года. Тогда потребительская инфляция по итогам года могла бы составлять 17,6%. Вероятность выйти на такой ее уровень меньше, чем его превысить. В то же время совсем маловероятно повторить максимум 1998 года прироста инфляции в 17,7%. Вероятность повышения рабочего прогноза правительства, заложенного в бюджетную версию, которая предлагается для просмотра (15,4%), — минимальна. Перспектива инфляции в 9,6%, по которой рассчитан действующий бюджет, остается утраченной. По моему мнению, если инфляция в сентябре будет меньше 1%, а в октябре-декабре в пределах 1%, то это можно оценить как решительный перелом в деле восстановления контроля над инфляцией. Многое решит сентябрь. Как и в августе, в последнем месяце III квартала ощутимым будет антиинфляционный эффект усиленной монетарной политики первых четырех месяцев года. В июне-июле монетарная база росла темпами на уровне или выше прошлогодних. Однако это вряд ли подтолкнет инфляцию в месяцы, на которые приходится концовка лага, ноябрь и декабрь. Потому что вместо этого денежная масса увеличивалась медленнее графика 2008 года (8,5% против 9,7%). Усиленной резервной политикой и требованиями к адекватности капитала банков, мультипликация базового денежного агрегата в этом году стабилизирована. Мультипликатор вырос с начала года на 0,6% по сравнению с 1,6% прошлого (восемь месяцев). В те месяцы, в которые Нацбанк прибег к масштабным интервенциям на покупку валюты, он одновременно более активно проводил стерилизацию посредством привлечения средств банков посредством депозитных сертификатов. Так же он действовал в случаях усиления рефинансирования банков. Нестерилизованные остатки ликвидности по ненадобности можно относительно легко изъять дополнительными мерами. Монетарная политика правительства до пересмотра бюджета вряд ли претерпит неблагоприятные для противодействия инфляции изменения. Если новую версию бюджета задействуют в ноябре, то, на мой взгляд, его дефицит не сможет выйти за 1% в итоге года. Декабрьские расходы традиционно станут расширенными, но их давление на цены выйдет за рамки текущего года. Гипотетически, возможная сентябрьская реновация бюджета может повлечь за собой новую экспансию потребительских расходов. Тогда вырастет спрос на валюту для финансирования импорта. Сезонный и политический фактор также может «вмешаться» в баланс спроса и предложения валюты на межбанковском рынке. Нельзя исключать и восстановление восходящего тренда на мировом рынке нефтепродуктов. Инфраструктурные и организационные проблемы могут уменьшить приток валютного предложения от экспорта зерновых. Возможно и снижение цен на металлы. Необходимо также определенное время и для адаптации участников валютного рынка после его запланированной модернизации. С учетом отмеченного, Нацбанк может прибегнуть к балансирующим интервенциям на продажу валюты. Это позволит демобилизировать возможные ожидания ослабления гривни и изъять часть ликвидности. Поэтому не следует прогнозировать ускорение инфляции даже после относительно быстрого просмотра бюджета. Конечно, вступят в дело сезонные факторы. Но они могут быть перекрыты усиленной монетарной политикой правительства и Нацбанка вышеупомянутыми инструментами. В этом контексте следует отметить: две трети дефляционного лета сформированы не только сезонными факторами, но и ранее примененными мерами бюджетной и денежно-кредитной политики. Только в 2001-2003 годах были зафиксированы два подряд месяца снижения цен потребительской корзины. Напоминаю, что в те годы инфляция была меньше 10%, а в 2002 году она даже стала отрицательной (- 0,6%). Шанс обуздать, а не только приостановить инфляцию, есть.

Правительство может укрепть тенденцию продовольственной дефляции

Августовское усиление монетарной политики Нацбанка и Минфина было движением в правильном направлении. Но, чтобы следующий эффект был достаточно ощутимым, необходим дополнительный импульс антиинфляционных мер. Это особенно важно потому, что в сентябре «иссякает» положительное влияние контрактивной денежно-кредитной и фискальной политики первых четырех месяцев года. Следует также принять во внимание и то, что некоторые нежелательные последствия определенной монетарной «раскованности» мая-июля уже удалось нейтрализовать в августе. Необходимо сфокусироваться на предубеждении эскалации «зимней инфляции». Именно в декабре-феврале может «разгрузиться» на потребительские цены монетарная экспансия упомянутых выше месяцев. Особенно важно считаться с тем, что «инфляционный вирус» может усилить традиционное сезонное возбуждение цен в коммунальной сфере. Это может стать неприятной новеллой для тех, кто обеспокоен судьбой ценовой стабильности в Украине. Правильной политикой Нацбанка было бы избегать нестерилизованных интервенций на межбанковском валютном рынке. А осуществляемые должны быть минимизированы на покупку и оптимизированы на продажу валюты. Следует продолжить августовскую практику ограничения участия НБУ в сессиях межбанковского рынка. Необходимо добиться решения заложенных в Постановление № 171 задач оптимизации притока краткосрочного внешнего заимствования. Также целесообразно ввести усиленную политику резервных требований к среднесрочному внешнему заимствованию. Правительство может укрепить тенденцию продовольственной дефляции, которая продолжается два месяца после 21 месячного перерыва (с сентября 2006 года). Для этого следует увеличить объемы и повысить качество импорта мясопродуктов, а также реализовать планы финансового содействия отечественному животноводству. Товарные интервенции из Госрезерва следует активизировать. Остается актуальной и задача сохранения политики сдержанности в повышении транспортных и коммунальных тарифов. Исключительно важно воспользоваться существующими возможностями для снижения цен на бензин и другие нефтепродукты. Валерий Литвицкий.

Информация для принятия решений — Структурированная база данных предприятий пищевой промышленности Украины

Агентство Промышленных Новостей