Накануне получения украинскими производителями разрешения на поставку мяса курицы в Евросоюз крупнейший оператор рынка – «Мироновский хлебопродукт» (МХП) – рассказал о своей стратегии выхода на международные рынки. МХП планирует направить до USD500 млн на приобретение компаний в ЕС и России. Выход на новые рынки позволит украинским компаниям значительно увеличить прибыль, а в случае с МХП – еще и повысить стоимость акций на бирже, отмечают эксперты.
Председатель правления МХП Юрий Косюк вчера сообщил, что его компания намерена приобрести активы в Восточной Европе: «Мы ведем переговоры с упаковщиками, переработчиками, дистрибуторами – компаниями, которые могут быть логическим продолжением бизнеса МХП». Производитель рассчитывает получить разрешение на поставки охлажденного мяса курицы и полуфабрикатов в ЕС уже до конца года. По словам господина Косюка, у инспекторов Еврокомиссии (о завершении инспекции Ъ сообщал 19 июня) нет претензий к компаниям, а требования к украинской ветеринарной службе могут быть выполнены в ближайшие несколько месяцев.
МХП (ТМ «Наша Ряба», «Легко», «Фуа Гра», «Торопышки», «Бащинский», «Дружба народов», «Европродукт», «Сертифицированный Ангус») объединяет 10 предприятий, обрабатывает 180 тыс. га сельхозземель. В 2008 году произвела 225 тыс. т мяса, выручка составила – USD800 млн, EBITDA – USD312 млн. Доля на рынке производства мяса курицы – 42%. 23% акций котируется на Лондонской фондовой бирже, остальные принадлежат Юрию Косюку.
Компания рассчитывает наладить поставки в Германию и Великобританию. «В этих странах есть потребность в украинском мясе – импорт мяса в этих странах превышает экспорт»,– отмечает руководитель группы «Немецко-украинский аграрный диалог» Хайнц-Вильгельм Штрубенхофф. Подобные планы есть и у второго по величине производителя – «Агромарса». «Для этого мы создали СП с немецкой компанией»,– сообщил почетный президент «Агромарса» Евгений Сигал. «Выход на международные рынки важен для украинских производителей, так как позволит им значительно увеличить прибыль»,– считает господин Штрубенхофф. В ЕС розничные цены на мясо курицы на 15-20% выше, чем в Украине. Кроме того, по словам эксперта, выход на новые рынки повысит котировки акций МХП на бирже.
Господин Косюк говорит, что на поставки в ЕС будет приходиться не более 5-7% объема всего объема продаж. В «Мироновском хлебопродукте» намерены также расширить присутствие в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, сейчас компания работает в Казахстане, Сирии и Турции. «Мы внимательно смотрим на Иран, Ирак, ОАЭ, Саудовскую Аравию, где население велико, а потребление мяса – на низком уровне и есть потенциал для роста»,– рассказал господин Косюк. На эти же рынки нацелены и российские производители, поэтому компания ведет переговоры о покупке компаний из первой десятки и там. «До кризиса крупнейшие российские производители – Останкинский, Черкизовский, Микояновский мясокомбинаты и компания ‘Царицыно’ – оценивались приблизительно в полмиллиарда долларов каждый, сейчас их цена упала в 2-3 раза»,– говорит источник Ъ в «Царицыно».
Экспорт в Центральную Азию и на Ближний Восток важен для МХП, так как позволит снизить риски, связанные с продажами в ЕС. «Европейские фермеры часто добиваются ограничений на импорт в случае снижения цен на сельхозпродукцию»,– напомнил господин Штрубенхофф. К примеру, в прошлом году, чтобы остановить снижение закупочных цен на зерновые на внутреннем рынке, ЕС установил пошлины на импорт зерновых.
У «Мироновского хлебопродукта» достаточно средств для запланированных поглощений. «Наш долг к EBITDA – 1,8, и мы можем привлечь до USD500 млн займов»,– рассказал Юрий Косюк. Гендиректор ИК «Конкорд Капитал» Игорь Мазепа отмечает, что средним для украинских предприятий сейчас считается показатель около 3, поэтому «компании не составит труда привлечь у банков USD500 млн».