Молочный рынок отжал самое дорогое.

Емкость рынка сычужного сыра, до сих пор показывавшего динамичный рост, в прошлом году впервые сократилась на 9% в натуральном выражении, до 125 тыс. т, говорится в опубликованном на днях отчете ИКГ «Астарта-Танит» (на данные компании ориентируется «Союз молочных предприятий Украины» – крупнейшее объединение предприятий отрасли). При этом объем рынка вырос в денежном выражении на 20%, до USD1 млрд. «Потребители стали покупать больше дешевого, в сравнении с сычужным, плавленного сыра – его рынок, стагнировавший в прежние годы, в 2008 году впервые вырос на 6%, до 54 тыс. т в натуральном выражении и на 20%, до USD245 млн – в финансовом»,– отметила старший консультант ИКГ «Астарта-Танит» Наталья Игнатова. В результате изменилась тройка лидеров рынка. «Молочный альянс», являвшийся в 2007 году вторым по величине оператором, в прошлом году стал лидером, увеличив рыночную долю с 10,7% до 11,9% в натуральном выражении. Лидер рынка прошлых лет – корпорация «Клуб сыра» – в 2008 году резко сократила объемы производства, а в этом году и вовсе остановила производство на 15 предприятиях. Сокращение производства началось после того, как летом прошлого года компания стала готовиться к продаже. На второе место вышла занимавшая в 2007 году 5-е место группа «Терра фуд» – ее рыночная доля увеличилась с 5,9% до 10,2% благодаря покупке Николаевского ЗАО «Дружба» и увеличению объемов производства. Рыночные доли третьего и четвертого игроков – «Милкиленда» и Шосткинского гормолзавода – равны и составляют 6,6% – в сравнении с 2007 годом Шосткинский гормолзавод незначительно нарастил долю на 0,4%, а «Милкиленд» сократил с 7,4 до 6,6%. «‘Милкиленд’ больше внимания уделял экспорту сыра – два его предприятия имеют разрешение на поставки в Россию»,– подчеркнула госпожа Игнатова. Похожие тенденции наблюдаются и на рынке цельномолочной продукции. Его объем в натуральном выражении снизился на 5%, до 1,27 млн т, а в финансовом, наоборот, вырос на 12%, до USD1,54 млрд. Лидирует по-прежнему «Юнимилк-Украина» (8,7% в натуральном выражении), на второе место вышел «Милкиленд» с долей 7,4%, потеснив «Вимм-Билль-Данн Украина» (объем сократился с 7,4 до 5,9%). Изменения в тройке лидеров объясняются тем, что последняя компания сделала ставку на высокомаржинальную продукцию, а ее конкурент в своем портфеле имеет много продукции нижнего ценового сегмента.

По словам Натальи Игнатовой, в этом году ожидается, что продажи цельномолочной продукции сохранятся на уровне 2008 года. При этом продолжится тенденция роста спроса в эконом-сегменте и сокращение доли премиальной продукции. Рынок сычужных сыров сократится еще примерно на 5%, а плавленных – будет расти. «В результате цена украинских сыроваренных предприятий, переоцененных в прежние годы, снизится, и осенью можно ожидать нескольких M&A сделок»,– предсказывает директор исследовательской компании «Инфагро» Василий Винтоняк. По его мнению, ситуацией могут воспользоваться мировые игроки, до сих пор импортировавшие продукцию в Украину — Hochland, Arla Foods, Valio.

Информация для принятия решений — Украинский рынок твердых сыров

Агентство Промышленных Новостей