Кому достанется самая большая доля рынка размером USD1 трлн? Именно столько будут приносить к 2015 году продажи продуктов, созданных на основе нанотехнологий. Корпорации спешат включиться в гонку. «Моя попытка привлечь внимание к проблеме имела результатом заголовки вроде «Принца Уэльского страшит кошмар «серой слизи». К слову, я никогда не использовал этого выражения и не верю, что самовоспроизводящиеся роботы размером меньше, чем вирус, способны за один день неконтролируемого размножения уничтожить нашу планету»,– оправдывался принц Чарльз на страницах газеты The Independent on Sunday. «Серая слизь» (термин, введенный в оборот в 1986 году доктором Эриком Дрекслером) относится к области нанотехнологий – сфере науки и промышленности, где основным производственным «кирпичиком» является атом. Подобный масштаб конструирования позволяет создавать молекулы и, стало быть, вещества с заданными свойствами, что на практике означает возможность «заставить» продукт делать все, что задумает разработчик. Молекулярное конструирование открывает потрясающие перспективы. Двигатель на основе бактерии, транспортная тележка из десятка молекул, робот-«подводная лодка», путешествующая по венам для борьбы с тромбами, борцы с раковыми клетками… Такова лишь верхушка айсберга. Ну и, конечно, те самые «наниты» – самопроизводящиеся нанороботы, строящие собственные копии из молекул, добываемых из окружающего вещества. К слову, они тоже могут быть невраждебными. Такие строители в состоянии конструировать новые материалы, придавая им удивительные свойства – от самовоспроизведения до самоочистки и ремонта. С 2004 года в мире наблюдается настоящий бум нанотехнологий. По разным оценкам, ежегодный объем государственного финансирования в эту сферу составляет около USD5 млрд, примерно столько же инвестирует частный бизнес. Ожидается, что к 2012 году эта сумма увеличится до USD600 млрд, а через десять лет достигнет USD1 трлн, превзойдя рынки электроники, медицины, химии и энергетики.
Россия имеет все шансы не остаться за бортом этого процесса. В конце прошлого года правительство России приняло федеральную программу развития нанотехнологий, предполагающую выделение 29 млрд руб. на пять лет начиная с 2007 года. В борьбу за бюджет уже вступили Московская, Пермская и Саратовская области, представив свои программы развития нанотехнологий на базе расположенных в этих регионах наукоемких производств и научно-исследовательских центров. Несмотря на значительное отставание России от развитых стран в сфере нанотехнологий, такая индустрия уже есть. По оценке главного редактора журнала «Российские нанотехнологии», академика РАН Михаила Алфимова, общий объем производства продукции, созданной с использованием нанотехнологий, находится на уровне 3 млрд руб. В основном это относится к сферам полупроводниковой и химической промышленности. Сегодня нанотехнологии находят основное применение в производстве материалов с заданными свойствами, оптике, медицине и биохимии, электронике и сельском хозяйстве. На потребительском же рынке, по средним оценкам, существует не более 500 изделий, произведенных с использованием нанотехнологий. Неслипающаяся «наносоль», густой, но легко льющийся из бутылок «нанокетчуп» – сфера нанотехнологий с момента рождения была в одном шаге от спекуляций и прожектерства. Чего же искать потребителю на полках магазинов сейчас и в ближайшем будущем? СФ выбрал наиболее интересные нанопродукты.
Наногодность
Если, налив в стакан молоко, вы обнаружили, что оно красного цвета, не пугайтесь. Это означает, что вы столкнулись с продукцией компании Die Innovationsgesellschaft GmbH. «Расчет правильный: мы все с детства привыкли, что красный – это „стоп”,– комментирует проект посетитель сайта компании.– Удобно, если испорченный продукт сам будет сообщать о том, что ему пора отправляться в мусорное ведро». По результатам исследований европейцы готовы платить даже больше обычного за то, чтобы в холодильнике стояли продукты, которые сами станут следить за собственным сроком годности. «Сейчас многие продукты выкидывают только потому, что на упаковке просрочена дата,– говорит доктор Кристоф Мейли, специалист по нанотехнологиям Die Innovationsgesellschaft.– Но ведь это вовсе не значит, что продукт испорчен». Гораздо разумнее, по мнению разработчиков, если бы потребитель интересовался не датой, а реальным качеством продуктов. Помочь ему в этом и должны наночастицы, которые способны изменить цвет продукта в ответ на появление в его составе веществ, свидетельствующих о непригодности к употреблению в пищу. «Когда речь заходит о принятии новых технологий, для потребителей питание – самая чувствительная область»,– признает Кристоф Мейли. Тем не менее появление «наномолока» планируется уже в ближайшие год-два.
Наноеда
Крупнейшие пищевые концерны мира, такие как Nestle, Kraft и Unilever, хотя и не любят об этом распространяться, ведут разработку нанотранспортеров – крошечных капсул, содержащих витамины, вкусовые вещества и красители и умеющих отдавать свой груз по заказу. «Вилли Вонка – вот кто отец наноеды. Если помните, владелец шоколадной фабрики изобрел жвачку со вкусом обеда из трех блюд»,– пишет Алекс Рентон в Guardian Unlimited. Ученые рисуют такую картину: берешь нанозаготовку пиццы и в зависимости от температурного режима в микроволновке получаешь пиццу конкретного вкуса – грибную, «четыре сыра» или салями. Эксперты предполагают, что подобные продукты перевернут не только привычки потребителей, но и весь рынок продовольствия, как в свое время сделали это продукты быстрого приготовления. Согласно оценкам Helmut Kaiser Consultancy, к 2010 году рынок нанопитания составит USD20,4 млрд. Сегодня уже более 200 компаний по всему миру ведут активные разработки в этой области. Лидируют здесь США, за ними следуют Япония и Китай. По оценкам той же Helmut Kaiser Consultancy, именно Азия, чье население к 2010 году составит более 50% населения Земли, станет самым большим рынком наноеды. Анастасия Джмухадзе.
Информация для принятия решений — Структурированная база данных предприятий пищевой промышленности Украины