Эмбарго на поставки украинских сыров в россию,введенное в 2006 году, помогло нашим предприятиям закрепиться на других рынках. Украинский рынок твердых сыров вновь начинает демонстрировать позитивную динамику. Введение Россией в начале 2006 года запрета на ввоз сырной продукции стал сильнейшим ударом для отечественных сыроделов, вынудив последних сократить производство более чем на 30%. По мнению аналитиков, отрасль частично оправилась от российской шоковой терапии. «На конец 2007 года сыроделы могут продемонстрировать рост не менее 7-12%», — считает Наталья Фесюн, директор по маркетингу ОАО «Шосткинский гормолкомбинат».
Запрет ценой в 300 миллионов долларов
Рынок Российской Федерации был стратегическим для отечественных сыроделов, поскольку на него приходилось более 40% произведенной внутри страны продукции. «Введение эмбарго стало очень болезненным для отрасли, последствия которого сказываются на всех ее игроках и по сей день», — отмечает Фесюн. По словам Лидии Карпенко, президента Союза молочных предприятий Украины, отечественные компании в 2006 году из-за запрета экспорта недополучили около 300 миллионов долларов. На сегодняшний день вывозить свою продукцию на территорию России имеют право восемь украинских предприятий, в том числе Пирятинский сырзавод, «Гадячсыр», «Менский сыр» и Шостинский гормолкомбинат. Вопрос снятия запрета экспорта для других заводов пока остается открытым. «Ответ на него может дать совместная комиссия Министерства аграрной политики Украины и Россельхознадзора, которая соберется не ранее октября», — рассказывает Карпенко. При этом она отмечает, что на данный момент российскими специалистами уже проинспектировано более двух десятков украинских сыродельных заводов.
Вместо России — Казахстан и Беларусь
Введение эмбарго с российской стороны заставило украинских производителей переориентироваться на внутренний рынок, а также искать дополнительные каналы реализации продукции. По данным Союза молочных предприятий Украины, объем экспорта сыра за два года в Молдову увеличился в 1,8 раза, в Казахстан — 3,5, а Беларусь — в 15 раз. Кроме того, закрытие российских границ стало стимулом для перехода на продукцию смежных продуктовых групп, в частности, плавленых сыров, а также сухого молока. «Производство плавленых сыров на нашем предприятии выросло за 2006 год на 47,5%», — говорит Наталья Фесюн.
3,5 килограмма «Российского» на украинца
Увеличивать производство твердого сыра производители намерены и за счет роста внутреннего потребления. Если в 2005 году украинцы съели сыров на сумму 445 миллионов долларов, то в 2006-м этот показатель уже составил 550 миллионов. Средний уровень потребления сыра в Украине составляет 3,5 килограмма на одного человека, что намного меньше, чем в других европейских странах. К примеру, в Германии средний гражданин съедает 15,2 килограмма сыра в год, в Италии — 23, Израиле — 23,7, а во Франции — 26,3, что в 7,5 раза больше, чем в Украине. Наибольшей популярностью в Украине продолжают пользоваться традиционные сорта сыра: «Российский», «Голландский», «Гауда», «Пошехонский», «Сметанковый».
Лидеры рынка
На данный момент в сырной отрасли Украины работают около 200 предприятий. При этом на десятку ведущих заводов приходится более половины всего производства. По словам Оксаны Ищук, аналитика компании Pro-Consulting, первое место по производству сыра занимает Гадячский сырзавод (11,5%). На втором месте — ЗАО «Пирятинский сырзавод». Третьим, по результатам 2006 года, стал Шосткинский гормолкомбинат. Замыкают пятерку лидеров рынка Каневский маслосырзавод и предприятие «Менский сыр». Операторы рынка отмечают, что в ближайшее время сохранится тенденция ухода с него мелких региональных заводов. «Относительно эффективно в 2006 году работало около 50 заводов ввиду ограниченных ресурсов, ограничения поставок в Россию. Именно это количество предприятий может остаться на украинском рынке сыров в долгосрочной перспективе», — утверждает Наталья Фесюн.
Информация для принятия решений — Маркетинг украинского рынка твердых сыров