Россия. Доля рынка крупнейших ритейлеров будет только расти.

Эксперты в сфере торговли уверены: через десять лет рыночная доля трех крупнейших ритейлеров — Wal-Mart, Carrefour и Metro — увеличится более чем в два раза. При этом лидеры, а также другие ритейлеры предпочитают не поглощать более мелких конкурентов, а, наоборот, расставаться с нерентабельными подразделениями. Чтобы обосновать утверждение о незыблемости позиций лидеров, эксперты из A. T. Kearneу исследовали стратегии развития международных торговых компаний. «В числе ведущих компаний Wal-Mart останется, — считает эксперт в сфере торговли A.T. Kearneу Мирко Варшун. — У британской Tesco тоже хорошие шансы». Что же касается французской Carrefour, занимающей сейчас второе место, то эксперт не уверен, что она останется в группе лидеров. Немецкому концерну Metro, чтобы удержаться среди ведущих игроков рынка, необходимо сделать ставку на активную международную экспансию и продуманные приобретения. «Не исключено, что очень скоро мы увидим в топ-группе даже концерн из Китая благодаря огромному внутреннему рынку», — предположил эксперт. Согласно расчетам Handelsblatt, общий оборот торговли продуктами питания у Wal-Mart, Carrefour и Tesco составляет около 204 млрд евро, что соответствует всего 7,1% мирового оборота, равного 2,85 трлн евро. Волна слияний и поглощений среди ритейлеров, прокатившаяся в 90-е годы, вряд ли повторится, полагают эксперты. В конце XX века произошло несколько крупных слияний: немецкая Rewe приобрела австрийскую Billa, американская Wal-Mart купила немецкие сети Wertkauf и Interspar, а Metro — Allkauf и Kriegbaum. В 1996 году Asko, Kaufhof и SB-Kauf стали принадлежать Metro. В 1999-м объединились Karstadt и Quelle, тогда же в результате слияния французских Carrefour и Promodes возник второй по величине концерн, специализирующийся на продаже продуктов питания. Третье место заняла благодаря нескольким поглощениям нидерландская компания Ahold. В новом тысячелетии крупные слияния среди ритейлеров — большая редкость. Сейчас существует возможность только одной значительной сделки: Rewe заинтересована в приобретении итальянской Esselunga.

Гиганты торговли в настоящее время пытаются укрепить свои позиции не за счет слияний и по­глощений, а за счет продажи своих частей. «Если раньше концерны старались использовать как можно больше каналов сбыта и расширяться, то сейчас они в основном концентрируются на нескольких эффективных форматах», — отметил немецкий отраслевой экс­перт Фолькер Делле. Концерн Metro расстался с целой дюжиной дочерних компаний. Международные концерны также избавляются от нерентабельных подразделений. Так, Wal-Mart продала свои подразделения в Германии и Южной Корее, Carrefour ушла из нескольких стран Восточной Европы, Tesco покинула ряд азиат­ских стран. Ahold, чтобы избежать банкротства, рассталась в рамках антикризисной программы с несколькими сетями в США. Одновременно глава компании Андерс Моберг продал весь бизнес в Азии и Южной Америке. В отличие от 1990-х годов, большинство покупателей подразделений ритейлеров — это финансовые инвесторы. Среди них фонды Permira, Kohlberg Kravis Roberts, Clayton, Dubilier & Rice, Dawnay Day, а также немецкие Deutsche Industrie-Holding и Hannover Finanz. Стратегические инвесторы сейчас интересуются лишь теми «дочками» ритейлеров, за которые «родители» готовы предложить хорошее «приданое». Именно так Edeka купила Spar, а Real приобрела немецкое подразделение Wal-Mart.

Информация для принятия решений — Структурированная база данных предприятий пищевой промышленности Украины

Агентство Промышленных Новостей