Грядущее в 2007 году повышение цен на энергоносители, в частности десятипроцентное подорожание электроэнергии, очевидно, отразится на всех сторонах жизни общества. О возможных последствиях энергореформы для производства молока рассуждают эксперты и участники молочного рынка. По словам исполнительного директора Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО) Владимира Лабинова, отечественная молочная отрасль потребляет относительно немного энергии. В структуре затрат современного молочного животноводства электричество занимает 5-7%, на молокоперерабатывающих предприятиях — около 5%. Производство и переработка молока не относится к энергоемким отраслям, — подчеркивает эксперт — Львиную долю в себестоимости сырого молока составляют корма, а в готовом молочном продукте — стоимость сырья. Поэтому молочная индустрия страны в случае подорожания энергии не пострадает. Однако, по мнению Лабинова, рост цен на энергоресурсы все же повлечет за собой удорожание молочной продукции по всей цепочке от коровы до потребителя. Он оценивает возможный рост на уровне 10%. Председатель совета директоров подмосковной компании «Русское молоко» Василий Ходов соглашается с экспертом: «Производство молока — отрасль, чутко реагирующая на изменение тарифов. Повышение стоимости электроэнергии приведет к увеличению себестоимости сырья на каждом этапе от фермы до прилавка, и отразится как на крестьянине, так и на переработчике. Это приведет к снижению маржи в нашем малорентабельном бизнесе», — полагает Ходов.
— Любое подорожание ставит предприятие перед выбором: либо повышать отпускную цену, либо снижать маржу, — комментирует совладелец компании «Профитэкс» Иван Лазуренко — Производство молока — и без того низкомаржинальный сегмент рынка. Кроме того, молоко — продукт скоропортящийся, реализовывать его необходимо в короткие сроки. Покупательная способность населения в стране достаточно невысока, и в случае роста ценовой политики производителей, люди откажутся покупать часть продуктов. Это может коснуться и молока, — считает Лазуренко. Сейчас трудно прогнозировать, как на подорожание молочных продуктов отреагирует спрос, — замечает Лабинов — Как правило, повышение цены не влияет на выбор покупателя до тех пор, пока оно незначительное. Но если продукт дорожает сразу на 8%, спрос на него может сократиться на 10%, подсчитывает он. Причем, это будет не рациональная, а скорее психологическая реакция рынка. Так, если молоко, например, подорожает с 17 до 18 или 19,5 рублей, это никак не повлияет на объемы потребления и потребительские предпочтения при выборе продукта. Но цифра 20 рублей для потребителя может стать своего рода психологическим барьером. Многие откажутся от привычных продуктов в пользу более дешевых, а значит менее качественных, прогнозирует эксперт. По мнению опрошенных, спасти экономику молочных предприятий, не залезая в потребительский кошелек, скорее всего не получится. С подорожанием энергии дорожает и все остальное, — подчеркивает Лабинов. Но заниматься альтернативной энергетикой молочникам он не советует. «Строить собственные теплоэлектростанции неэффективно, — говорит он — Разве что в качестве резервных источников электроснабжения на период аварий. При постоянной работе эти установки будут не выгодны. Автономные источники энергии — всего лишь страховка, но не замена сетевой энергии, — убежден эксперт — И все предложения производить электричество из навоза — не более чем фантазии. Если представить, что средняя молочная ферма переработает весь дневной выход навоза в биогаз, и из него получит электроэнергию, то ее едва хватит на то, чтобы вскипятить чайник».
Информация для принятия решений — Общий обзор российского рынка молочных продуктов