В 2006 году доля современных форматов розничной торговли по России в целом составила около 25%, в то время как в Санкт-Петербурге — более 60%, а в Москве — более 30%. Насыщение рынка мегаполисов и растущие темпы развития торговых сетей формата FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товаров повседневного спроса) способствуют тому, что крупным сетям приходится искать новые пути для качественного и количественного роста. В рамках обзора «Торговые сети FMCG» эксперты ИА INFOLine проанализировали финансовые показатели сетей и отметили, что в 2006 году происходило снижение рентабельности ряда российских сетей FMCG. Это было обусловлено, прежде всего, насыщением розничных рынков Москвы и Санкт-Петербурга, ужесточением конкуренции, а при движении в регионы — отсутствием логистической инфраструктуры. Данные процессы приводят к тому, что на розничном рынке идет процесс консолидации и увеличивается количество сделок M&A (слияния и поглощения). Важно отметить, что процессы сделки M&A в рамках консолидации рынка начинают происходить не только на уровне федеральных сетей, но и между менее крупными региональными игроками рынка, а также при движении федеральных сетей в регионы. Наиболее ярким примером сделок в 2006 году является слияние сетей «Пятерочка» и «Перекрёсток» в апреле 2006 года. Проводя опросы компаний в рамках подготовки отраслевого обзора «Торговые сети FMCG», эксперты ИА INFOLine определили наиболее значимые сделки M&A сетей в 2006 году. Одним из таких событий стало приобретение Инвестиционным фондом «Ренова Капитал» миноритарного пакета (23% акций) группы «Холидей», оперирующей сетями супермаркетов «Холидей Классик» и «Сибириада». Объединенная компания сохранила оба основных бренда: супермаркеты площадью от 0,5 до 1 тыс. кв.м с ассортиментом 6-12,5 тыс. наименований будут называться «Холидей», а торговые точки меньшего размера (200-500 кв.м с ассортиментом 3-6,2 тыс. наименований) — «Сибириада» (Новосибирск). Также в 2006 году торговая сеть «Холидей Классик» осуществила еще две сделки. В апреле компания приобрела сеть «Солнечные продукты» (Новосибирск), состоящую из 4 магазинов, а в ноябре — сеть «Эконом» (Томск), состоящую из 3 магазинов.
В ноябре 2006 года компания «Мосмарт» приобрела торговую сеть «Сезам» (Челябинск), состоящую из четырех супермаркетов, выкупив права аренды и торговое оборудование магазинов. Магазины ребрендированы в «Мосмарт-Экспресс». В декабре 2006 года группа компаний «Виктория» объявила о приобретении трех торговых центров сети «Мир продуктов» (Москва), в которых планируется открыть супермаркеты «Виктория», и магазина площадью 1,6 тыс. кв.м в Люблине. Магазины работают на условиях долгосрочной аренды сроком на 20 лет. Инвестиции в ребрендинг составят около 2,5 млн долл. В конце ноября 2006 года Холдинг «Марта» приобрел 9 магазинов сети «Боровецкое» и 3 универсама «Стократ» в Набережных Челнах. В конце декабря 2006 года Холдинг «Марта» приобрел торговую сеть «Милена» (Балаково Саратовской области), состоящую из 4 супермаркетов общей площадью более 3,5 тыс. кв. м. Сумма сделки составила около 4,5 млн. долл. До конца 2007 года «Марта» планирует ребрендировать магазины в супермаркеты «Grossmart», каждый торговой площадью около 600 кв. м. Анализируя деятельность сетей в рамках обзора «Торговые сети FMCG» эксперты ИА INFOLine отмечают, что снижение операционной рентабельности и рентабельности EBITDA ряда российских сетей FMCG будет продолжаться, поэтому сделки M&A станут все более распространенным способом роста сетей. Федеральные сети продолжат двигаться на региональные рынки путем поглощения местных операторов, а небольшие региональные сети в противовес им станут объединяться.
Информация для принятия решений — Структурированная база данных предприятий пищевой промышленности Украины