В экспертном сообществе Украины нет единого мнения относительно перспектив развития рынка мясоколбасных изделий. С одной стороны, в первом полугодии 2013 Украина увеличила производство мяса в убойном весе на 9,3% до 1,13 млн. т. С другой, производство колбас в целом осталось на прежнем уровне. Об этом сообщает журнал «Компаньон» со ссылкой на пресс-службу ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ). По мнению издания, это означает, что украинцы потребляют все больше необработанного мяса.
Так, если в 1991 году потребление мяса на душу населения в Украине составляло 74 кг, 28% из которых составляло непосредственно мясо, а 72% колбасные изделия, то через десять лет структура колбасных изделий и мяса распределились уже 50% на 50%. В прошлом году потребление мяса составило 54,4 кг на душу населения, 30% из которых было использовано в виде колбасных изделий, а 70% непосредственно как мясо. По прогнозам FAO (продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций), к 2020 году в структуре потребления мяса украинцами 80% составит потребления именно мяса натурального.
«Пытаясь лучше удовлетворить спрос потребителей, все больше мясокомбинатов начинают вводить в свой ассортимент производство охлажденного и замороженного мяса для розничной торговли. Сети супермаркетов предлагают все больше различных видов мяса на любой вкус, а также обеспечивают температурные и гигиенические условия его хранения, заменяя тем самым, традиционные базары. С ростом благосостояния населения колбасы все чаще будет заменяться мясными деликатесами и мясом», — полагает эксперт аграрных рынков Алина Жарко.
Несколько другую точку зрения представляет Михаил Фоломин, директор управления маркетинга ООО «Мясная Фабрика «Фаворит Плюс». Во-первых, для того, чтобы мясо превратить в хорошую колбасу, необходимо и время, и инвестиции, полагает он. Поэтому статистика первого полугодья еще не может дать окончательных выводов. Во-вторых, он считает, что рынок мясоколбасной продукции будет развиваться, поскольку у потребителей все большим спросом пользуются высококачественные мясные продукты. «Потребители сегодня понимают, что лучше приобрести более дорогую, но качественную и безопасную продукцию, чем пытаться сэкономить и рисковать своим здоровьем, отдыхом, настроением», — говорит Михаил Фоломин.
Специалистам хорошо известно, что мясоколбасный рынок Украины подвержен сезонным колебаниям. С наступлением периода летних массовых отпусков повышенным спросом пользуются группа вареных колбас, сосиски, сардельки, а также полукопченые колбасы, сырокопченая и сыровяленая продукция. В частности, в 2013 году сезонный рост объема производства «Мясная Фабрика «Фаворит Плюс» составил почти 25 %. Эта тенденция, полагает Михаил Фоломин, будет сохраняться.
В настоящее время в отрасли имеются большие резервы роста для подъема производства и продаж. За рубежом в последние десять-двадцать лет осуществлен настоящий технологический прорыв в производстве мясоколбасной продукции, куда инвестируются огромные средства. На базе достижений современной науки эти технологии позволят расширять ассортимент комбинации специй, таким образом, развивая и обновляя вкусовые оттенки, что очень нравится потребителю.
В то же время в Украине этот процесс идет медленно и противоречиво. С одной стороны, есть требования ДСТУ, которые выполняют свою «охранную» функцию по защите потребителя от недобросовестных производителей. С другой, — изменились вкусы и предпочтения потребителей, которые хотят получать более яркий, ароматный, вкусный продукт по приемлемой цене и с гарантией качества. С третьей, — нельзя игнорировать общественное мнение, которое проявляет беспокойство по поводу качества потребляемой пищевой продукции.
По результатам социологического исследования, проведенного 20-30 июля этого года центром «СОЦИС» по заказу аналитической группы Da Vinci AG, 86,4% украинцев считают, что производители продуктов питания недостаточно или вообще не информируют потребителей о содержании в своей продукции пищевых добавок и о возможных последствиях их употребления для здоровья. Еще больше опрошенных (98,3%) считают, что государство должно жестче защищать интересы потребителей в вопросах безопасности продуктов питания.
Каков выход? Необходимо искать разумный баланс между этими объективными тенденциями рынка, считает Михаил Фоломин.
Сегодня достижения науки позволяют разрабатывать новые технологии не в ущерб качеству продукции. Мы можем выпускать продукцию по ТУ высокого качества, на одном уровне с продукцией, которая изготовлена в соответствии с ДСТУ, а иногда даже выше оцениваемую по органолептическим показателям рядовым потребителем. В этом случае, считает Михаил Фоломин, рынок получит стабильную тенденцию роста.
Впрочем, это зависит не только от желания производителей и возможностей потребителей. Главную роль здесь будет играть общенациональная экономическая и финансовая ситуация.
Баланс рынка пальмового масла Украины.
Обзор рынка подсолнечного масла в Украине.
Индустриальный анализ мирового и украинского рынка семян подсолнечника, подсолнечного масла и шрота.