Срок, отведенный на обязательную маркировку продуктов, содержащих ГМО, истек.

Украинским пищевикам дали ровно два месяца на то, чтобы они промаркировали продукты, содержащие генно-модифицированные организмы. 1 сентября отведенный им срок истек, и теперь у нарушителей, не проинформировавших покупателей о составе их товаров, будут изымать продукцию.

«Новая» обошла несколько крупных супермаркетов и ни в одном из них не нашла продуктов с надписью «содержит ГМО». А ведь лабораторные исследования доказывают, что они находятся в порядка 40% колбасных изделий, полуфабрикатах, молочной и кондитерской продукции. Уровень допустимого содержания ГМО в продуктах в Украине составляет 0,9%. Все прочие товары, в составе которых опасные добавки превышают этот показатель, обязаны содержать уведомление об этом на упаковке. Тем временем производители колбас и кондитеры продолжают благополучно добавлять в сырье в больших количествах генно-модифицированную сою и кукурузу, скрывая это от покупателей.

«Это им просто невыгодно. Заявляя о наличии ГМО, они обязаны будут существенно снизить цены. Также средства уйдут на заказ и изготовление наклеек», — рассказал Геннадий Миронюк, руководитель Международного института безопасности и качества продукции.

Предприниматели не спешат крупными буквами писать, что в их товаре есть ГМО, — надеются, что смогут избежать лабораторного контроля. На массовые проверки нарушителей у государства просто нет денег. Таким образом, борьба с ГМО осталась только на словах.

«Если мы находим в колбасе сою, продукция с продажи снимается. Но известно, что на прилавках масса товаров, содержащих ГМО, — их просто не проверяют. На отбор образцов и массовые проверки деньги из госбюджета не выделяются. А вот специальных лабораторий у нас достаточно. Сейчас их пять, а до конца года появится еще четыре», — пояснил «Новой» начальник научно-исследовательского центра испытаний продукции ГП «Укрметртестстандарт» Владимир Семенович.

По словам г-на Семеновича, маркировать обязаны лишь ГМО, внесенные в госреестр. Таковых сейчас у нас нет. А производители этим пользуются, обманывая потребителей.

В то же время прилавки магазинов пестрят продуктами с наклейками «Без ГМО» и «Не содержит ГМО», которые являются необязательными. Ушлые предприниматели поняли, что такие надписи являются самой лучшей рекламой, на ней можно хорошо заработать. Спрос на такой товар подтверждают продавцы магазинов.

Продавцы рассказали, что товары с надписями «Без ГМО» люди просто сметают с прилавков. Но, оказывается, зря. Доверять такой саморекламе нельзя, ведь рассчитывать в этом случае можно только на честность производителя. «Порядок нанесения маркировки «Без ГМО» сейчас только в разработке. Будет создаваться специальный реестр тех, кто имеет право делать такие надписи. То, что сейчас происходит, — незаконно. Доверять таким надписям полностью нельзя», — уверяет Владимир Семенович.

Согласно последним исследованиям, употребление продуктов с ГМО пагубно влияет на репродуктивную функцию мужчин и женщин. Семьям, готовящимся завести детей, советуют переходить на натуральную пищу. Перед зачатием не мешало бы несколько месяцев пожить в селе: попить парное молоко и полакомиться домашней колбаской.

«ОБОЗРЕВАТЕЛЬ»