Цены на молоко растут по всему миру из-за введения новых норм регулирования, погодных условий и развития производства биотоплива. Это достаточно сильно затронуло американский рынок. ЕС в 2005 г. решил прекратить субсидировать экспорт молока к 2013 г., чтобы создать одинаковые условия для развитых и развивающихся стран — членов союза. В результате европейские производители стали поднимать цены на молочное сырье или переориентировали каналы сбыта. Засуха в Австралии привела к сокращению экспорта в Азию. Некоторые американские фермеры поднимают цены, чтобы компенсировать повышение цен на корм для скота. Важной составляющей его является кукуруза, все больше которой идет на производство этанола, добавляемого в автомобильное топливо. Производителям приходится повышать цены на конечный продукт, поэтому, например, в американских магазинах цена пакета молока уже выросла по сравнению с прошлым годом на 6,2%. Ожидается, что повышение продолжится. «Трудно сказать, что произойдет, обычно есть лаг между тем, что происходит на ферме и в магазине, но, судя по ценам на фьючерсы, в июле они могут достичь пика», — говорит Сюзан Раланд, представитель Международной ассоциации производителей молочной продукции. Компании, продающие молоко или производящие продукты на его основе, уже готовятся к такому развитию событий. В этом месяце Dean Foods, крупнейшая компания на американском рынке переработки и дистрибуции молока, понизила прогноз по прибыли в этом году. Такое же решение приняла и шоколадная компания Hershey, причина аналогична — рост цен на молоко. На прошлой неделе к ним присоединилась Starbucks Corp., сообщившая, что вряд ли сможет гарантировать обещанный ранее уровень прибыли на акцию — USD0,87-0,89 — из-за подорожания молока.
Растут цены и на продукты, сделанные из молока. Несколько дней назад министерство сельского хозяйства США сообщило, что цена сыра чеддер за неделю выросла на 10%. Очередной жертвой может стать Kraft Foods, крупнейшая американская продовольственная компания по выручке, составившей в прошлом году USD34 млрд. На сыр из этой суммы пришлось 19%. Представители Kraft говорят, что уверены в росте своей компании, но «продолжают следить за ростом цен на молоко». В Pizza Hut, использующей более 130 млн кг сыра в год, сырная пицца, только недавно стоившая меньше USD10, теперь стоит USD10,24. Если цены на простое молоко окажутся слишком высокими для потребителей, рост цен может ударить и по производителям хлопьев, таким как Kellogg Co. и General Mills. По мнению Дмитрия Докина, председателя совета директоров производителя мороженого компании «Инмарко», в России цены на сухое молоко — основное сырье для производства мороженого — выросли с сентября 2006 по июнь 2007 г. примерно на 50%, цены на молоко в магазинах увеличились в среднем на 5-10%. Докин утверждает, впрочем, что его отрасль «живет по другим экономическим законам» и по ней рост цен на молоко не ударит. На это надеются и американские фермеры — в жаркую погоду на мороженом люди экономить вряд ли будут.
Информация для принятия решений — Общий обзор российского рынка молочных продуктов