Молочная карусель.

Только в этом году на Украине вынуждены были свернуть производство семь молокоперерабатывающих предприятий. При том, что закупочные цены на сырьё в нашей стране остаются самыми низкими в Европе, рынок готовой продукции, особенно сухого молока, лихорадит. В нелёгкой ситуации оказались все, кто взялся обеспечивать население этим продуктом первой необходимости. О методах выживания в условиях периодически повторяющегося дефолта нам рассказали на Джанкойском молокозаводе ОАО «Новатор». В 2001 году, когда на завод пришёл инвестор из Запорожья, на переработку принимали всего одиннадцать тонн молока в сутки, работали раз в три дня. Уже к сезону 2002 года объёмы переработки были увеличены до ста пятидесяти тонн в день, которые превращались в сухое молоко и сливочное масло. Именно в то время и случился очередной обвал рынка сухих молокопродуктов, когда за готовую продукцию не давали даже тех денег, которые были затрачены на её изготовление. В прошлом году ситуация повторилась, однако к тому времени джанкойский «Новатор» уже значительно расширил свой потенциал, запустив цех цельномолочной продукции, который в месяц давал семьсот тонн кефира, ряженки и других популярных продуктов. С 2006 года здесь наладили производство двенадцати наименований твёрдых сычужных сыров. Сегодня завод в сезон принимает двести четыре тонны молока в сутки, выпускает ежемесячно около семисот тонн цельномолочной продукции. Однако основным здесь по-прежнему остаётся производство цельного, обезжиренного сухого молока и сливок. «Сейчас мы работаем в условиях жёстких требований к качеству продукции, — рассказывает заместитель председателя правления ОАО «Новатор» Андрей Коваленко. Основные покупатели нашей сухомолочной продукции — львовская фабрика «Свиточ» фирмы «Нестле» и компания «Якобс Крафт». В год мы производим около трёх миллионов тонн сухого молока и сливок, которые сертифицированы по европейским стандартам. С прошлого года мы начали перерабатывать свою сыворотку, которая является вредным отходом производства. Теперь мы закупаем её у других производителей твёрдых сыров в Крыму и южных областях Украины. Вся наша продукция выпускается по нормативам, разработанным Украинским институтом молока и мяса. Применение растительных жиров исключено, закваски мы закупаем у датской фирмы «Христиан Хансон», а в цивилизованных государствах уже давно отказались от некачественной молочной продукции».

Сливочное масло джанкойского завода — одно из лучших в Крыму. Предприятие отказалось от выпуска спредов (заменителей масла), чтобы не портить свой имидж и не поощрять тех, кто пытается реализовать поддельную продукцию известной марки. К сожалению, констатируют заводчане, они никак не могут повлиять на различные торговые накрутки, которые «липнут» к их продукции на пути от завода к прилавку. К примеру, двухсотграммовая пачка масла «Молочный доктор» отпускается с предприятия за четыре гривны восемьдесят копеек, а в симферопольских магазинах её можно купить уже за пять восемьдесят. Та же ситуация и с развесным маслом: с двадцати двух гривен килограмм его дорожает до тридцати. Никакие ограничения торговых надбавок на социально значимые продукты не действуют, когда поставкой занимается несколько фирм-посредников. Но это, как говорится, только цветочки. Когда молокопродуктов достаточно, есть шанс удержать розничные цены и обеспечить молоком всех нуждающихся. Экономически же ситуация складывается так, что выжить в нынешних условиях сможет далеко не каждый переработчик. Для того чтобы получить одну тонну обезжиренного сухого молока, нужно переработать одиннадцать тонн молока сырого, выпарив из него десять тонн воды. Понятно, что такое производство является достаточно энергоёмким, цены на энергоносители растут. Дорожает и закупочная цена на сырое молоко: сегодня она держится на уровне 1,45 — 1,55 гривны за литр. Килограмм же сухого молока можно продать только за четырнадцать гривен, а эти деньги не покрывают не только себестоимость его производства, но и даже закупленное сырьё. Правда, в начале лета молоко принимали по девяносто копеек за литр, но выгодной его «усушка» всё равно не стала — опять обвалился рынок сбыта. А хранится даже самое сухое молоко только восемь месяцев, значит, времени, чтобы переждать очередной кризис, нет и реализовывать его придётся себе в убыток. Может, тогда вообще его не производить? Но куда же тогда девать молоко, которое в апреле-мае льётся рекой? И где брать молоко зимой, когда коровы «отдыхают» от дойки и ждут потомства? Как ни крути, но молоко — важный продукт, которого может не остаться, если все наши заводы остановятся.

Информация для принятия решений — Обзор украинского рынка молока и молочных продуктов

Агентство Промышленных Новостей