Маркетинговое исследование, проведенное Компанией «Прорыв», показало, что продукция крупнейших российских производителей колбасных изделий по сравнению с прошлым годом стала восприниматься потребителями ощутимо хуже. Продукцию таких торговых марок, как «Микоян», «Черкизовский», «Царицыно», «КампоМос» и «Останкино» потребители стали считать менее «натуральной» и менее «надежной», ухудшилась и оценка их вкусовых качеств. Так оценка потребителями «натуральности» перечисленных марок сократилась в среднем на 0,86 балла (при оценке по 5-ти балльной шкале), что означает ухудшение оценок на 17% по сравнению с уровнем прошлого года. Оценка потребителями «надежности» перечисленных марок сократилась в среднем на 0,63 балла, что означает ухудшение оценок на 12,5% по сравнению с уровнем прошлого года. Все больше и больше становится очевидной тенденция, выражающаяся в том, что крупнейшие производители стремятся выпускать максимально разнообразный ассортимент колбасных изделий «для всех», с большой скоростью расширяя ассортимент и выпуская новые «линейки» продукции. Крупные производители, выпуская большой объем продукции избегают сосредоточения на одной идее позиционирования. В результате потребители окончательно перестают понимать преимущества торговых марок данных производителей и делают свой выбор в пользу небольших, но более четко позиционированных компаний. Многие потребители не видят больше смысла выбирать более дорогую продукцию крупных производителей.
Так в рейтинге наиболее «надежных» брендов по итогам 2007 года торговая марка «Черкизовский» опустилась на 6 позиций и теперь находится на 11-м месте. «Микоян» уже не выглядит в глазах покупателей «надежным» брендом и теперь находится в рейтинге «надежности» брендов только на 8-ой позиции, пропустив за год вперед себя пять других более «надежных» в глазах потребителей брендов колбасных изделий. Торговая марка «Царицыно» опустилась на 3 позиции и теперь занимает в рейтинге 9-е место. Наконец, «КампоМос» является аутсайдером среди 12-ти исследуемых брендов по критерию «надежности», опустившись за год вниз на 8 позиций. В результате определенного разочарования потребителей, гиганты мясопереработки теряют свои темпы роста и на этом фоне бурно развиваются, в недалеком прошлом небольшие, но четко позиционирующиеся компании, развивающие привлекательные для потребителей бренды. В качестве наиболее показательных примеров динамично развивающихся брендов можно привести торговые марки «Велком» (позиционирование на основе «натуральности») и «Дымов» (позиционирование на основе «разнообразности» и «особых вкусовых качеств»). Рост продаж торговой марки «Дымов» по данным компании составляет около 30% в год (что в 5 раз превышает рост рынка в целом). А рост объема продаж торговой марки «Велком» по свидетельству директора по маркетингу компании составляет 200-250% в год.
Информация для принятия решений — Рынок мяса и мясопродуктов в Украине: конъюнктура, тенденции, прогнозы